закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН) выяснили причины гибели самки леопарда, выпущенной в Кавказском заповеднике.

Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН), обеспечивающего научное сопровождение Программы восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе, выяснили причины гибели самки леопарда, выпущенной в Кавказском заповеднике.

Выпуск двух переднеазиатских леопардов (самки Лабы и самца Кодора), рожденных в Центре восстановления леопарда на Кавказе и подготовленных к жизни в дикой природе, состоялся в Кавказском заповеднике в августе этого года. Животные, помеченные спутниковыми ошейниками, осваивали территорию заповедника и адаптировались к его условиям, успешно добывали естественные для них виды жертв (серн, туров, оленей).
Лаба в течение двух месяцев после выпуска перемещалась по территории Кавказского заповедника, однако 27 октября 2020 г. с ее ошейника неожиданно поступил «сигнал о смерти». 29 октября 2020 г. на место происшествия была направлена полевая группа исследователей, которая подтвердила смерть самки леопарда Лаба. Снятый с нее ошейник был отправлен в ИПЭЭ РАН для изучения всей возможной информации о перемещениях и активности животного, а труп вывезли на вертолете и отправили на исследование в Управление ветеринарии г. Сочи.
Учёными были проанализированы все возможные причины гибели Лабы, среди которых самостоятельно рассмотрены анализ возможного влияния ошейника на успех её охот, оценка успеха всех охот и степени утилизации жертв, а также результатов взаимодействия самки с животными-конкурентами (медведь, волк), рассмотрена даже возможность отравления и др. Когда проводили патологоанатомическое вскрытие самки леопарда, то специально отобранные образцы тканей были направлены для гистологического анализа в лабораторию ООО «Веттест». А по данным со спутникового ошейника, проанализировали все пути самки и активность её перемещений. Выявили все места скопления локаций, проведен анализ всех добытых ею жертв.
Из странных признаков, отмеченных у погибшей самки Лабы, особое внимание обратила на себя необычная анемия и критическая степень истощения погибшего леопарда, что нехарактерно для хищника, успешно добывающего крупных копытных. Эти признаки были отмечены специалистами ИПЭЭ РАН и при вскрытии Лабы специально были отобраны пробы крови для проведения молекулярно-генетического анализа. Ведь генетика может выявить цепочку ДНК или РНК паразитов в крови, а, следовательно, помочь определить наличие патогена.
Известно, что на юге Европы у рысей, европейских лесных котов и домашних кошек (все эти виды обитают и на Кавказе) выявлен патоген Cytauxzoon felis – простейшие микроорганизмы из отряда пироплазм, поражающие в первую очередь лейкоциты, а затем и эритроциты кошек. Этот «кровяной» внутриклеточный паразит поражает только кошачьих, в том числе домашних кошек, при укусах клещей. Кровь Лабы проверили на наличие ДНК этого паразита и проведенное исследование выявило в пробе крови леопарда его ДНК. Таким образом, именно поражение этим паразитом стало причиной гибели Лабы.
Следует отметить, что это первый случай обнаружения в России у кошачьих в природе данного паразита. Поэтому необходимо тщательное исследование домашних кошек, а по возможности и диких кошачьих, на этот патоген в потенциальных местах выпуска леопардов.
Программа по восстановлению переднеазиатского леопарда на Кавказе реализуется Минприроды России при участии Сочинского национального парка, Кавказского заповедника, Всемирного фонда дикой природы (WWF России), Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН), Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН, Московского зоопарка, при содействии Международного союза охраны природы (МСОП) и Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАЗА). Финансовую поддержку мониторинга переднеазиатского леопарда на Кавказе осуществляет банк ВТБ. В Северной Осетии финансовую поддержку программы восстановления популяции оказывает компания «РусГидро».

Погибший леопард (фото С. Трепета)

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    30.12.2020, 11:22

Мероприятия

Вячеслав Битаров
Вячеслав БитаровГлава Республики Северная Осетия – Алания
Глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров: Несмотря на то, что год экологии завершён, работу по улучшению ситуации необходимо продолжать. Потому поручаю Правительству республики и дальше уделять особое внимание решению обозначенных проблем.

читать дальше

Объявления

Пилотный проект

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме